Законодательная база

РАЗДЕЛ I

Цели и задачи СЭЗ “Бишкек”

1. Целями и задачами функционирования СЭЗ “Бишкек” являются обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий, управленческого опыта и решение на этой основе неотложных социально-экономических задач республики и ее столицы, создание современной производственной и социальной инфраструктуры, новых рабочих мест, насыщение рынка товарами, повышение уровня жизни населения.

Раздел II

Статус и особый правовой режим

2. СЭЗ “Бишкек” имеет свою огражденную территорию и границы, нормативную базу, бюджет, собственные органы управления. (В редакции постановления Правительства КР от 11 марта 2002 года № 132)

3. СЭЗ “Бишкек” располагается в границах села Мраморное, а также Национально-выставочного центра при Правительстве Кыргызской Республики земельного участка, расположенного на территории города Кара-Балта, площадью 100 гектаров, ограниченного с востока рекой Кара-Балтинка, с запада – улицей Турара Кожомбердиева, с юга – дорогой на село Сары-Булак, с севера – улицей Мичурина (карты прилагаются). (В редакции постановлений Правительства КР от 9 октября 2006 года № 724, 26 сентября 2008 года № 539)

4. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства республики при разрешении отнесенных к их компетенции вопросов, если они затрагивают интересы зоны, на территории СЭЗ “Бишкек” действуют исключительно через генеральную дирекцию. В случае возникновения противоречий они разрешаются Правительством Кыргызской Республики. В субъектах СЭЗ “Бишкек” различные проверки по вопросам их финансово-хозяйственной деятельности и налогообложению производятся с ведома генеральной дирекции СЭЗ “Бишкек” не более одного раза в год государственным налоговым органом и государственным таможенным органом. Вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов СЭЗ “Бишкек” со стороны любого государственного органа не допускается, за исключением особого решения Правительства Кыргызской Республики. (В редакции постановления Правительства КР от 11 марта 2002 года № 132)

5. На территории СЭЗ “Бишкек” действует законодательство Кыргызской Республики, если оно не противоречит Закону Кыргызской Республики “О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике”.

6. Отношения, связанные с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности в СЭЗ “Бишкек”, регулируются законодательством Кыргызской Республики, а также положениями международных договоров, участником которых является Кыргызская Республика. Если международными договорами установлены иные правила чем те, которые содержатся в законодательстве Кыргызской Республики, применяются правила международных договоров.

7. Генеральная дирекция не отвечает по долгам и обязательствам Кыргызской Республики, Кыргызская Республика не отвечает по долгам и обязательствам генеральной дирекции.

8. Основным документом, регулирующим правовое положение иностранных инвесторов и участников инвестиционной деятельности, является договор (соглашение). Выбор партнеров, заключение договоров, определение обязанностей, других условий хозяйственных отношений, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики, является исключительной компетенцией иностранных инвесторов и участников инвестиционной деятельности. Условия договоров, заключенных между иностранными инвесторами и участниками инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок действия договоров. В случаях, когда после заключения договора законодательством Кыргызской Республики установлены правила, ухудшающие положения иностранного инвестора и (или) участника инвестиционной деятельности, условия договора сохраняют свою силу на весь срок его действия. Хозяйственные споры, возникающие между иностранным инвестором и генеральной дирекцией, по согласованию сторон могут рассматриваться в городе Вашингтоне (США) в соответствии с Международной конвенцией по инвестиционным спорам.

Раздел III

Государственные гарантии для иностранных инвесторов СЭЗ “Бишкек”

9. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормами международного права гарантируется правовая защита иностранных инвестиций.

10. Правовой режим иностранных инвестиций является привилегированным и не может быть менее благоприятным, чем правовой режим для инвестиций, осуществляемых юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики.

11. Иностранные инвестиции СЭЗ “Бишкек” не подлежат национализации. В случае, если иностранные инвестиции создают угрозу здоровью и жизни граждан, государственной и общественной безопасности, иностранный инвестор извещается генеральной дирекцией о сроках устранения угрозы. В случае отказа или неспособности ликвидировать эту угрозу генеральная дирекция имеет право принять меры по ликвидации этой угрозы за счет иностранного инвестора.

Раздел IV

Основные принципы организации и деятельности СЭЗ “Бишкек”

12. Отечественные и иностранные юридические лица создают на территории СЭЗ “Бишкек” предприятия, объединения любых видов и ведут хозяйственную деятельность во всех сферах, за исключением запрещенных законодательством Кыргызской Республики. Предприятия и объединения, зарегистрированные в СЭЗ “Бишкек”, имеют право открывать свои филиалы в Кыргызской Республике и за ее пределами, регистрация которых осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики “О государственной регистрации юридических лиц”. Субъектами СЭЗ “Бишкек” являются юридические лица Кыргызской Республики и зарубежных стран, зарегистрированные в генеральной дирекции СЭЗ “Бишкек”.

13. Регистрация создаваемых в СЭЗ “Бишкек” предприятий осуществляется генеральной дирекцией в определяемом ею порядке в соответствии со статьей 15 Закона Кыргызской Республики “О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике”. Генеральной дирекции запрещается регистрировать хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной торговлей и предоставлением различных услуг на внутренний рынок, в качестве субъектов СЭЗ “Бишкек. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики о статистике в Кыргызской Республике генеральная дирекция СЭЗ “Бишкек” обязана представлять в Национальный статистический комитет Кыргызской Республики информацию о хозяйствующих субъектах, зарегистрированных в СЭЗ “Бишкек”. (В редакции постановления Правительства КР от 11 марта 2002 года № 132) 14. На территории СЭЗ “Бишкек” запрещаются производства, наносящие вред окружающей природной среде.

14-1. На территории СЭЗ “Бишкек” не могут устанавливаться требования об обязательном использовании местного сырья и материалов вместо импортных, или предоставляться субсидии и другие льготы, предоставление которых обусловлено такими требованиями. (В редакции постановления Правительства КР от 11 марта 2002 года № 132)

15. Сроки долгосрочной аренды земельных площадей субъектами СЭЗ “Бишкек”, арендная плата за землю определяются Генеральной дирекцией как арендодателем в зависимости от целей использования земли, места расположения участка, от размера капиталовложений в проект и других критериев. При заключении договоров генеральная дирекция СЭЗ “Бишкек” обязана учитывать интересы хозяйствующих субъектов, входящих в СЭЗ “Бишкек” на момент ее образования.

16. Субъектам СЭЗ “Бишкек” предоставляется право ведения своей деятельности за рубежом.

17. Компании, ведущие свою деятельность за пределами Кыргызской Республики, зарегистрированные Генеральной дирекцией как субъекты СЭЗ “Бишкек”, должны иметь местный адрес, местного директора компании, а также банковский счет в местных банках, имея в любой момент времени на балансе минимальный остаток в 5000 долларов США. Компании, ведущие свою деятельность за рубежом, не подлежат аудиторской проверке. Юридические лица, зарегистрированные в Кыргызской Республике, не могут быть зарегистрированы в СЭЗ “Бишкек” как компании, ведущие свою деятельность за рубежом. Субъектам СЭЗ “Бишкек” независимо от даты их регистрации запрещается ввоз, хранение, производство и реализация подакцизных товаров на территории СЭЗ “Бишкек” без уплаты налогов и таможенных платежей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Субъектам СЭЗ “Бишкек” запрещается реализация товаров, произведенных в свободной экономической зоне, на внутреннем рынке Кыргызской Республики, если добавленная на территории свободной экономической зоны стоимость товаров составляет менее 30 процентов и менее 15 процентов – для бытовой техники и электроники. (В редакции постановлений Правительства КР от 11 марта 2002 года № 132, 9 октября 2006 года № 724,29 июня 2007 года № 253)

Раздел V

Финансово-кредитный и валютный механизм

18. Формирование и функционирование СЭЗ “Бишкек” осуществляется на основе самофинансирования, в том числе валютного.

19. В целях обеспечения функционирования СЭЗ “Бишкек” формируется ее бюджет, в доход которого зачисляются поступления от сдачи в аренду земли, зданий и сооружений, находящихся в ведении администрации СЭЗ “Бишкек”, от реализации услуг, выпуска и обращения зональных займов и ценных бумаг. Финансирование СЭЗ “Бишкек” может осуществляться за счет бюджетных средств республики, областей и районов, а также кредитов, предоставляемых зарубежными государствами. Бюджет СЭЗ “Бишкек” согласовывается с уполномоченным государственным органом по развитию свободных экономических зон. Генеральная дирекция свободной экономической зоны в целях повышения уровня жизни населения ежегодно пропорционально производит 0,01 процента отчислений из бюджета генеральной дирекции свободной экономической зоны органам местного самоуправления, на территории которых она находится. (В редакции постановлений Правительства КР от 29 июня 2007 года № 253, 20 апреля 2009 года № 238)

20. Платежи, осуществляемые за использование интеллектуальной собственности, “ноу-хау”, аренду, лицензии, гонорары специалистам и др., проводятся в СЭЗ “Бишкек” без ограничения сумм. (В редакции постановлений Правительства КР от29 июня 2007 года №253)

Раздел VI

Таможенное дело в СЭЗ “Бишкек”

21. В соответствии с Законом Кыргызской Республики “О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике” на территории СЭЗ “Бишкек” устанавливается особый таможенный режим. Инструкция о таможенном режиме в СЭЗ “Бишкек” утверждается Государственным таможенным комитетом Кыргызской Республики по представлению генеральной дирекции СЭЗ “Бишкек”. (В редакции постановления Правительства КР от 26 сентября 2008 года № 539)

22. В свободной экономической зоне “Бишкек” таможенный контроль осуществляется таможней свободной экономической зоны “Бишкек”, являющейся подразделением Государственного таможенного комитета Кыргызской Республики. (В редакции постановления Правительства КР от 26 сентября 2008 года № 539)

23. В СЭЗ “Бишкек” действует особый таможенный режим, исключающий взимание таможенных пошлин и сборов на ввозимые товары. Таможенное обслуживание субъектов СЭЗ “Бишкек” производится только таможенной службой “СЭЗ “Бишкек”. Товары, поставляемые субъектами СЭЗ “Бишкек” на территорию Кыргызской Республики независимо от степени переработки в СЭЗ “Бишкек”, размеров сделки и покупателя облагаются акцизным налогом, налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Товары, не произведенные на территории СЭЗ “Бишкек” и поставляемые на таможенную территорию Кыргызской Республики субъектами СЭЗ “Бишкек”, облагаются таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизным налогом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Экспорт произведенной в свободной экономической зоне продукции освобождается от квотирования, за исключением экспорта на таможенную территорию Кыргызской Республики, объем которого не должен превышать 30 процентов от общего объема произведенной продукции в СЭЗ “Бишкек” в течение года, и лицензирования. При экспорте продукции, произведенной в СЭЗ, за пределы Кыргызской Республики данная продукция СЭЗ является продукцией, произведенной на таможенной территории Кыргызской Республики. (В редакции постановления Правительства КР от 11 марта 2002 года № 132},26 сентября 2008 года №539)

24. Генеральная дирекция по согласованию с Государственным таможенным комитетом Кыргызской Республики имеет право создавать свободные таможенные зоны и таможенные склады на территориях города Бишкек и Чуйской области в установленном ею порядке и по согласованию с Правительством Кыргызской Республики. (В редакции постановления Правительства КР от 26 сентября 2008 года № 539)

Раздел VII

Налогообложение в СЭЗ “Бишкек”

25. В соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики “О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике” участники хозяйственной и внешнеэкономической деятельности (юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке), за исключением субъектов СЭЗ “Бишкек”, оказывающих услуги для потребления на внутреннем рынке Кыргызской Республики, освобождаются от всех видов налогов, пошлин и сборов на период их деятельности в свободной экономической зоне. Услуги, оказываемые субъектами СЭЗ “Бишкек”, для потребления на внутреннем рынке Кыргызской Республики облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики. Услугами для потребления на внутреннем рынке Кыргызской Республики являются услуги, приобретаемые любыми физическими лицами и юридическими лицами – не субъектами СЭЗ “Бишкек” на территории СЭЗ “Бишкек” и Кыргызской Республики. Подоходный налог и обязательные страховые взносы по социальному страхованию с физических лиц, работающих по найму у субъектов СЭЗ “Бишкек”, взимаются в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики “О государственном социальном страховании. Налог на доходы нерезидентов, не связанный с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, подлежит налогообложению в порядке, установленном Налоговым кодексом Кыргызской Республики. Поставка товаров, материалов, сырья, комплектующих узлов, деталей на территорию свободной экономической зоны “Бишкек” непосредственно зарегистрированным субъектам СЭЗ “Бишкек”, является поставкой освобожденной от НДС и пошлиной не облагается. Товары считаются произведенными в СЭЗ “Бишкек”, если они изготовлены полностью из материалов и (или) частей местного производства. В случае, если товары произведены из иностранных материалов и (или) частей, независимо от того, смешаны они или объединены с отечественными частями или материалами, товары считаются произведенными в СЭЗ “Бишкек”, когда отвечают требованиям достаточной переработки, установленным законодательством Кыргызской Республики. Товары, которые происходят из таможенной территории Кыргызской Республики, выпущенные ранее для свободного обращения или изготовленные в СЭЗ только из отечественных материалов и (или) частей, не облагаются таможенными пошлинами и не подлежат мерам экономической политики при возвращении на таможенную территорию Кыргызской Республики. При вывозе товаров из СЭЗ “Бишкек” на таможенную территорию Кыргызской Республики хозяйствующие субъекты уплачивают таможенные платежи в соответсвии с таможенным и налоговым законодательством Кыргызской Республики. Все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в СЭЗ “Бишкек” и осуществляющие какие-либо операции с открытым акционерным обществом “Международный аэропорт “Манас”, подлежат налогооблажению в порядке, установленным налоговым и таможенным законодательством Кыргызской Республики. Товары, произведенные с СЭЗ “Бишкек” и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных платежей (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по не- тарифному регулированию внешнеторговой деятельности). Товары иностранного производства, которые ввезены на территорию СЭЗ “Бишкек” и затем вывозятся на остальную территорию Кыргызской Республики (исключая товары, считающиеся произведенными в СЭЗ “Бишкек”), облагаются импортными таможенными пошлинами (акцизами) и НДС. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по не- тарифному регулированию внешнеторговой деятельности). С товаров, ввозимых из других стран в СЭЗ “Бишкек” и затем вывозимых в другие страны (как с переработкой так и без таковой), таможенные платежи не взимаются, за исключением таможенного сбора в размере 0,15% от таможенной стоимости. Товары и иное имущество, ввозимые на территорию СЭЗ “Бишкек”, а также вывозимые с территории СЭЗ “Бишкек”, подлежат обязательному декларированию. (В редакции постановления Правительства КР от 9 октября 2006 года №724,29 июня 2007 года № 253

Раздел VIII

Обязанности плательщиков

26. Плательщики налогов СЭЗ “Бишкек” ведут бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с порядком, установленным в Кыргызской Республике.

Раздел IX

Трудовые отношения в СЭЗ “Бишкек”

27. Условия и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников, в том числе и в иностранной валюте, устанавливаются предприятиями и организациями СЭЗ “Бишкек” самостоятельно за счет собственных средств.

28. Условия коллективных и трудовых договоров (контрактов) не могут ухудшать положения работников этих предприятий и организаций по сравнению с условиями, предусмотренными действующим в Кыргызской Республике законодательством о труде, а также конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Кыргызской Республикой.

Раздел X

Порядок въезда и выезда в СЭЗ “Бишкек”

29. На территории СЭЗ “Бишкек” действует упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан, устанавливаемый Министерством иностранных дел Кыргызской Республики по представлению генеральной дирекции СЭЗ “Бишкек”. Консульское обслуживание на территории СЭЗ “Бишкек” осуществляет консульская служба Министерства иностранных дел Кыргызской Республики в аэропорту “Манас”. Деятельность консульской службы регулируется Положением, утвержденным Министерством иностранных дел Кыргызской Республики по согласованию с генеральной дирекцией СЭЗ “Бишкек”.

Раздел XI

Управление СЭЗ “Бишкек”

30. Органом управления на территории СЭЗ “Бишкек” является генеральная дирекция, возглавляемая генеральным директором.

31. Генеральный директор СЭЗ “Бишкек” и его заместитель назначаются и освобождаются Премьер-министром Кыргызской Республики. Генеральный директор СЭЗ и его заместитель назначаются сроком на пять лет на условиях трудового договора. (В редакции постановления Правительства КР от 26 сентября 2008 года № 539, 21 октября 2010 года № 251)

32. Генеральный директор имеет административный аппарат управления и определяет его структуру.

33. В функции генерального директора СЭЗ “Бишкек” входят: – осуществление приема и увольнения сотрудников административного управления; – издание приказов, распоряжений, положений, инструкций, регулирующих жизнедеятельность СЭЗ “Бишкек” и обеспечение их применения; – защита в пределах СЭЗ “Бишкек” и ее компетенции экономических интересов республики; – защита интересов граждан республики, обеспечение их безопасности; – обеспечение исполнения всеми органами и субъектами СЭЗ “Бишкек” на ее территории законов Кыргызской Республики и принятых международных обязательств, а также настоящего Положения; – разработка Генерального плана развития СЭЗ “Бишкек” с утверждением в Правительстве Кыргызской Республики; – выдача регистрационных свидетельств и свидетельств о статусе субъекта СЭЗ “Бишкек”.

34. Генеральная дирекция СЭЗ “Бишкек” как юридическое лицо имеет льготы субъекта СЭЗ “Бишкек”.

Русский